Проблемная ситуация, стержнем которой является проблемный вопрос, представляет собой основу для организации образовательного со-бытия, как переживаемого бытия «образующегося» человека, что позволяет создать общность эмоциональных переживаний, цели и деятельности всех участников образовательного процесса, а значит сделать ребёнка его полноправным субъектом. Вопросы для создания таких проблемных ситуаций часто предлагают сами дети: "Почему трава зелёная?", "Почему тяжёлый корабль не тонет в воде?", "Откуда пришла зима" и д.р. Для разработки и организации проблемых ситуаций удобно использовать следующую таблицу, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного и начального образования Тихомировой О.В. таблица основана на алгоритме планирования образовательного со-бытия.
Тема |
Образовательный
результат |
Формулировка
проблемного вопроса |
Деят. в
которой будет происходить поиск решения |
Форма
организации |
Краткое описание
проблемной ситуации |
Вода и её
свойства |
Дети
умеют высказывать свое мнение; рассказывают о свойствах воды; Знакомы с
различными материалами и их свойствами. |
Почему мячик не тонет в воде? | -Познавательно-исследовательская; -коммуникативная; -чтение художественной литературы -двигательная; -игровая. |
Беседа, ситуативный диалог, рассуждениеОпыт «Опускаем в воду различные вещи» (мяч, металлическую прищепку, деревянный кубик, яблоко, кусочек пенопласта). Подвижная игра. |
Повторение стих. «Наша Таня громко плачет». Обсуждение содержания стих. Постановка вопроса. Подвижная игра "Мячики". Проведение опыта по погружению в воду различных предметов. Сравнение по весу предметов, которые тонут в воде с предметами, плавающими на её поверхности. Делаем вывод о том, что мячик легче воды, и поэтому не тонет, а плавает на её поверхности. |
Времена
года |
Дети называют времена года и их отличия; подбирают прилагательные для характеристики времён года; рассказывают о небесных телах, знакомы с понятием «Орбита земли» |
Почему
зимой солнце не греет? |
-Познавательно исследовательская; -коммуникативная; -двигательная; -игровая; -продуктивнная |
Беседа,
ситуативный диалог, рассуждение. Рассматривание картинки «Орбита земли». Опыт
«Тепло - холодно». Моделирование
орбиты вращения земли вокруг солнца. Сюжетно-ролевая игра Конструирование |
Прогулка, наблюдение за осенними изменениями в природе. Возвращение с прогулки. Беседа «Как меняется погода со сменой времён года». Постановка вопроса. Обсуждение. Рассматривание орбиты земли. Проведение опыта «Тепло - холодно» (Дети аккуратно прикасаются к батарее, затем постепенно отодвигают руки). Развлекательно-познавательная игра: Моделирование орбиты вращения земли (Дети выстраиваются эллипсом, выбирается 1 водящий. Дети передают друг другу мяч, водящий, стоя на месте, старается руками – «лучиками» дотянуться до мяча.) Конструирование "Ракета" Сюжетно-ролевая игра "Космонавты" Заключительная беседа. Делаем вывод: земля
вращается вокруг солнца. Когда её орбита наиболее приближена к солнцу, земля
получает больше тепла, это происходит летом. Когда земля находится дальше от
солнца, земля получает меньше тепла. |
дружба |
Дети составляют рассказ и нескольких предложений по сюжетным картинкам, определяя настроение и давая оценку действиям персонажей. Доказывают свое мнение, формулируют точку зрения, рассуждают,
аргументируют свой ответ. |
Что такое
дружба, нужно ли уметь дружить? |
-коммуникативная деятельность; -чтение художественной литературы; -игровая; -продуктивная. |
Рассматривание
и рассмотрение сюжетных картинок. Беседа, дискуссия, ситуативный диалог. Сюжетно-ролевая игра, проигрывание ситуаций. Аппликация. |
Детям предлагается рассмотреть картинки
из сборника беседы по рисункам «Я и другие». Социально-личностное развитие.
Дети рассматривают выставку картинок: «Давайте познакомимся», «Играть вместе
веселее», «ссориться не будем», «Новенькая», и др. Дети делятся своими впечатлениями,
придумывают свои названия к картинкам, рассказывают, какая им больше
понравилась и почему. Формулируется проблемный вопрос.
Дети обсуждают вопрос, рассказывают о своих друзьях. Чтение
и обсуждение рассказа. В Осеева «Синие листья». Рассказывается о том, что
знаменитый учёный Сергей Иванович Ожегов изучавший русский язык и создавший словарь
русского языка, в который он записал все слова и объяснил их значение, описал
дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов. Ребятам предлагается рассказать о том, что для них значит дружба, как нужно вести себя,
чтобы быть хорошим другом. Проигрывание ситуаций на тему "Помоги другу" Сюжетно-ролевая игра "Друзья строят дом". |
дружба |
У детей
развиты навыки взаимодействия с окружающим. |
Легко ли быть другом, как можно подружиться? | -Восприятие художественной литературы; -игровая; -коммуникативная; -двигательная; - продуктивная. |
Беседа,
рассуждение, ситуативный диалог, Игра на
координацию слов и движений. Сюжетно-ролевая
игра. Рисование. |
Чтение сказки «Как собака искала
друга» обсуждение сказки. Дети отвечают на вопросы «легко ли найти друга?»,
«нужны ли вам друзья?», «есть ли у вас друг?» Постановка проблемного вопроса.
Подбираются нужные слова, обсуждается мимика.
Проигрываются варианты знакомства. Проводится игра на координацию слов
и движений «Здравствуй друг!» Дети делают вывод о том, как можно
познакомиться, какими словами поприветствовать друга. Сюжетно-ролевая игра "Знакомство" Рисование "Правила дружбы". |