Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Использование проблемных ситуаций в процессе организации совместной образовательной деятельности

Проблемная ситуация, стержнем которой является проблемный вопрос, представляет собой основу для организации образовательного со-бытия, как переживаемого бытия «образующегося» человека, что позволяет создать общность эмоциональных переживаний, цели и деятельности всех участников образовательного процесса, а значит сделать ребёнка его полноправным субъектом. Вопросы для создания таких проблемных ситуаций часто предлагают сами дети: "Почему трава зелёная?", "Почему тяжёлый корабль не тонет в воде?", "Откуда пришла зима" и д.р. Для разработки и организации проблемых ситуаций удобно использовать следующую таблицу, разработанную кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного и начального образования Тихомировой О.В. таблица основана на алгоритме планирования образовательного со-бытия.

Тема

Образовательный результат

Формулировка проблемного вопроса

Деят. в которой будет происходить поиск решения

Форма организации

Краткое описание проблемной ситуации

Вода и её свойства

Дети умеют высказывать свое мнение;

рассказывают о свойствах воды;

Знакомы с различными материалами и их свойствами.

Почему мячик не тонет в воде?

-Познавательно-исследовательская;  

-коммуникативная;

-чтение художественной литературы 

-двигательная; 

-игровая.

Беседа, ситуативный диалог, рассуждениеОпыт «Опускаем в воду различные вещи» (мяч, металлическую прищепку, деревянный кубик, яблоко, кусочек пенопласта). Подвижная игра.

Повторение стих. «Наша Таня громко плачет». Обсуждение содержания стих. Постановка вопроса. Подвижная игра "Мячики". Проведение опыта по погружению в воду различных предметов. Сравнение по весу предметов, которые тонут в воде с предметами, плавающими на её поверхности. Делаем вывод о том, что мячик легче воды, и поэтому не тонет, а плавает на её поверхности.

Времена года

Дети называют времена года и их отличия; 

подбирают прилагательные для характеристики времён года;

 рассказывают о небесных телах, знакомы с понятием «Орбита земли»

Почему зимой солнце не греет?

-Познавательно исследовательская;

-коммуникативная;  

-двигательная;

-игровая;

-продуктивнная

Беседа, ситуативный диалог, рассуждение. Рассматривание картинки «Орбита земли». Опыт «Тепло - холодно».

Моделирование орбиты вращения земли вокруг солнца.

Сюжетно-ролевая игра

Конструирование

Прогулка, наблюдение за осенними изменениями в природе. Возвращение с прогулки. Беседа «Как меняется погода со сменой времён года». Постановка вопроса. Обсуждение. Рассматривание орбиты земли. Проведение опыта «Тепло - холодно» (Дети аккуратно прикасаются к батарее, затем постепенно отодвигают руки). Развлекательно-познавательная игра: Моделирование орбиты вращения земли (Дети выстраиваются эллипсом, выбирается 1 водящий. Дети передают друг другу мяч, водящий, стоя на месте, старается руками – «лучиками» дотянуться до мяча.) 

Конструирование "Ракета"

Сюжетно-ролевая игра "Космонавты" Заключительная беседа. Делаем вывод: земля вращается вокруг солнца. Когда её орбита наиболее приближена к солнцу, земля получает больше тепла, это происходит летом. Когда земля находится дальше от солнца, земля получает меньше тепла.

дружба

Дети составляют рассказ и нескольких предложений по сюжетным картинкам, определяя настроение и давая оценку действиям персонажей. Доказывают свое мнение, формулируют точку зрения, рассуждают, аргументируют  свой ответ.

Что такое дружба, нужно ли уметь дружить?

-коммуникативная деятельность;

-чтение художественной литературы;

-игровая;

-продуктивная.

Рассматривание и рассмотрение сюжетных картинок.

Беседа, дискуссия, ситуативный диалог.

Сюжетно-ролевая игра, проигрывание ситуаций.

Аппликация.

Детям предлагается рассмотреть картинки из сборника беседы по рисункам «Я и другие». Социально-личностное развитие. Дети рассматривают выставку картинок: «Давайте познакомимся», «Играть вместе веселее», «ссориться не будем», «Новенькая», и др.

Дети делятся своими впечатлениями, придумывают свои названия к картинкам, рассказывают, какая им больше понравилась и почему.

Формулируется проблемный вопрос. Дети обсуждают вопрос, рассказывают о своих друзьях.  

Чтение и обсуждение рассказа. В Осеева «Синие листья». Рассказывается о том, что знаменитый учёный Сергей Иванович Ожегов изучавший русский язык и создавший словарь русского языка, в который он записал все слова и объяснил их значение, описал дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Ребятам предлагается рассказать о том, что для них значит дружба, как нужно вести себя, чтобы быть хорошим другом.
Аппликация "Подарок для друга"

Проигрывание ситуаций на тему "Помоги другу" 

Сюжетно-ролевая игра "Друзья строят дом".

дружба

У детей развиты навыки взаимодействия с окружающим.

Легко ли быть другом, как можно подружиться?

-Восприятие художественной литературы;

-игровая; 

-коммуникативная; 

-двигательная;

- продуктивная.

Беседа, рассуждение, ситуативный диалог,

Игра на координацию слов и движений.

Сюжетно-ролевая игра.

Рисование.

Чтение сказки «Как собака искала друга» обсуждение сказки. Дети отвечают на вопросы «легко ли найти друга?», «нужны ли вам друзья?», «есть ли у вас друг?» Постановка проблемного вопроса. Подбираются нужные слова, обсуждается мимика.  Проигрываются варианты знакомства. Проводится игра на координацию слов и движений «Здравствуй друг!» Дети делают вывод о том, как можно познакомиться, какими словами поприветствовать друга. Сюжетно-ролевая игра "Знакомство"

Рисование "Правила дружбы".


Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz